“Клиент может стать королем, но он не арт-директор.” — Фон р. Glitschka,
Идеальных заказчиков не существует, и это понятно. Но мне так бы хотелось, чтобы это стало реальностью.
Если честно, я не выбираю – выбирают меня. Но все же, если подумать, то заказчик, с которым мне бы захотелось работать, должен (вообще-то не должен ничего) хотя бы относиться ко мне по-человечески:
- давать подробное ТЗ
И прописывать в нем все до мельчайших подробностей. И не реагировать на каждый мой вопрос закатыванием глаз: «Неужели, не понятно???».
Да, непонятно…. И эти непонятки потом выходят боком: текст наполовину не о том (оказывается!), толку от него никакого, долгосрочного сотрудничества в итоге не произошло. Заказчик в шоке, что копирайтера ему рекомендовали как профессионала. А на самом деле… И он даже и не подозревает, что дело в нем самом – он не умеет слушать и слышать. Он стоит у подножия горы и не принимает аргументы тех, кто поднялся на гору и видит оттуда приближающийся лесной пожар.
- воспринимать мои вопросы не как мою некомпетентность, а как искреннее желание досконально разобраться в поставленной передо мной задаче.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы заказчик относился ко мне как к неразумному ученику, то есть не стеснялся лишний раз ответить мне на все вопросы (даже самые тупые), причем так, чтобы его мог понять даже 3-летний ребенок. Со своей же стороны я никогда не боюсь показаться глупой – зато стану умнее в перспективе.
- понимать друг друга с полуслова и работать в команде (практически невыполнимо, но так хочется!)
Взаимопонимание так важно, но иногда приходится обходиться без него. Бывают такие заказчики, которые буквально пишут следующее: чтобы все было клево! Или выражают свои пожелания крепким словцом, после которого у тебя все внутри переворачивается. Не будешь же ему каждый раз напоминать, что, несмотря на то, что я копирайтер, я же девочка! Но… ты понимаешь, что этот заказчик тебе хорошо платит, и делаешь это самое «клево» буквально наощупь. Потому как на попытку внести уточнения в ТЗ он реагирует нечленораздельными фразами и без всякого желания, а сам думает, что выражает свои мысли абсолютно ясно.
Продолжать сотрудничество помогает только понимание того, что «такой уж человек» — не плохой, не хороший, просто «такой». Деньги-то выплачивает, практически не читая статьи — можно и экстрасенсом временно побыть.
- не менять правила в ходе игры
«Они сами не знают, чего хочут…». Эта фраза из кинофильма как нельзя более актуальна для копирайтера.
Ты тратишь свое время, силы, в точности выполняешь пожелания заказчика (ну прям совсем в точности), но в итоге он заявляет: «Не… не то… надо переписать». Вот это всегда бывает жестко — как неосторожное приземление зимой на пятую точку. Заказчика хочется скрутить, настучать ему по голове, схватить за шкурку (в которую он в данное время одет) или совсем того…
Но ты ничего этого не делаешь, если гонорар обещан очень даже «ничего себе!», а молча начинаешь кромсать текст, переделывать его, перекраивать, ставить заплаты из другой печатной ткани. А если обещано было буквально почти «ничего», то мысленно посылаешь его лесом и исчезаешь первым, сожалея о потраченном времени.
Помучавшись с некоторыми заказчиками, всерьез задумываешься над тем, что уж лучше пусть не слишком большое вознаграждение, но зато без нервотрепки.
- быть адекватным
Понятие растяжимое. Что для меня есть неадекватность?
Если человек не прав, то он все равно прав. Признать свои ошибки мешает самолюбие или узкая картина мира. С последним ничего сделать нельзя.
Выбирает тебя в качестве исполнителя, потом отказывает, потом меняет свое мнение – и так до 2-3 раз. Невольно мысленно крутишь ему у виска.
Если получив готовую работу, приходит в полный восторг – все «супер», «классно», «лучше и быть не может», — а на следующий день меняет свое мнение на противоположное (возможно, таким образом собирает бесплатный контент).
Если с воодушевлением говорит одно, а через день заявляет, что он этого не говорил. Вот поэтому нужно иметь диктофон – кто его знает, может, кофе перепил и выдал желаемое за действительное, а потом забыл.
- не навешивать на меня всех собак разом
Почему-то некоторые заказчики считают, что копирайтер (раз уж запросил ТАКОЙ гонорар) должен делать все, что ему скажут, даже если это не было оговорено заранее. И писать, и публиковать на сайте, и самостоятельно искать ключи, и еще и левые отзывы оставлять. Причем зачастую пишут: это займет у вас 10 минут в день, а получите вы за это «О, сколько!». «О,сколько» оборачивается потерей пары-тройки часов в день. В итоге копирайтер принимает единственно-правильное решение: не рассчитывать в будущем на бесплатный сыр.
- не заставлять нянькаться с ним, как с ребенком
Это ситуация, когда заказчик и исполнитель невольно меняются местами, и копирайтеру требовать чего-то и призывать к дисциплине приходится уже заказчика. Ты уже убедился в его платежеспособности, но от этого не легче – такого заказчика вечно приходится «вылавливать» и буквально насильно заставлять его внести уточнения, правки и наконец-то принять работу. Хорошо еще, что копирайтера не покидает уверенность в положительном исходе, так как заказчика он знает очень давно как порядочного и честного человека.
Что касается материальной стороны вопроса, то интересный заказ или настрой — «если уж взялся за работу, то нужно делать ее идеально» — помогают справиться с самой сложной задачей и получить от нее полное удовлетворение. Это ли не счастье, если за такое счастье вам еще и платят? Это называется любимая работа.
Если идет понимание на внешнем, а еще лучше интуитивном уровне, то с любой задачей можно справиться. В общем как по мне, так можно все пережить – и малый гонорар, и в целом непростое задание, но если со стороны заказчика не будет не только поддержки, но еще и будут включаться тормоза, то дело на лад не пойдет.
Ищите с заказчиком общий язык. Если при первом же общении понимаете, что работать вам вместе будет трудно, и к тому же это не последний ваш источник пропитания, подумайте сотню раз над тем, начинать ли сотрудничество с таким клиентом. Приятной и денежной работы вам!
Крик души, по другому и не сказать!
Но я тут увидел проблему не в заказчике.
Народная мудрость говорит о том, что договариваться необходимо на берегу.
Перед началом работы оговорить и то, что вопросов будет много и все они важные, даже если копирайтер покажется заказчику туповатым, так прямо и говорить.
И о предоплате сразу договориться и о том, что считать выполненной работой, что нужно переделывать в рамках договора, а за что необходимо доплачивать.
Вот тогда можно из любого заказчика «сделать » идеального.
Ну а если заказчик ещё до начала работы спит и видит в Вас лоха, то он или исправится или растает в тумане так и не украв у Вас ни времени ни сил ни нервных клеток.
Так каким должен быть идеальный заказчик, чтобы фрилансер забыл про всех остальных и посвятил большую часть своего рабочего времени ему одному.